НАВСТРЕЧУ ОКТЯБРЮ: Упали и разбилися
(c) firestock
100-летие Великой Октябрьской – дата нам близкая. Те, кому сегодня за 35, – сформированы советской властью. И это, так или иначе, аукается на тех, кто помладше.

47news продолжает сериал о песнях, что помогали жить и работать, любить и выживать нашим коммунистическим предкам. Сегодня наш рассказ о стаканчиках.

Стаканчики граненые

упали да со стола.

Упали и разбилися –

Разбилась жизнь моя...

Романс «Стаканчики гранёные» входил в репертуар таких известных и таких разных исполнителей, как Петр Лещенко, Алла Баянова, Изабелла Юрьева, Аркадий Северный, Борис Гребенщиков... Написанный в начале 1920-х он до сей поры является одной из любимых и узнаваемых застольных песен. И мало кто задумывается о том, сколь трагично сложилась судьба её авторов: в ноябре 1937 года композитор был расстрелян, а четыре года спустя автор текста погиб на войне...
Видео-фрагмент из передачи Магаданского телевидения, посвящённой 75-летию Вадима Козина. 1981 г. Музыка - Б. Прозоровский, слова - Г. Гридов.
* * *
Образ гранёных стаканчиков давно фигурирует в русской языковой речи в устойчивых выражениях и поговорках. Как-то: «стаканчики граненые, а хата развалённая»; «юбочки да стаканчики гранёны никого до добра не доводили»; «стаканчики гранёные, а жизнь пошла хреновая» и т.д.

Что касается гранёного стакана как предмета посуды, происхождение его доподлинно неизвестно.

Правда, в наши дни некие энтузиасты вывели дату 11 сентября в качестве неофициального праздника – Дня рождения граненого стакана. Якобы именно в этот день в 1943 году начался выпуск стаканов привычного советского образца. Авторство дизайна которых якобы принадлежало известному скульптору Вере Мухиной. Интересно, а что тогда делать со стаканами, имевшими хождение в русском быту до 1943 года?


(с) wikipedia.org
Да вот хотя бы со знаменитыми «мальцовскими»? Еще в XVIII-м веке купцами Мальцовыми в Гусь-Хрустальном было налажено стекольное производство, а столетие спустя их потомок Иван Сергеевич Мальцов, закупив американский пресс и выписав из Парижа команду специалистов по стеклу и хрусталю, первым в России начал лить посуду с помощью новейших технологий.

Особенно удачными получались гранёные стаканы: дешевые и прочные - спрос на них по всей России был ажиотажным.
К слову, Иван Мальцов приходился родным братом бабушке князя Алексея Игнатьева — русского и советского военного деятеля, оставившего после себя культовую, неоднократно переиздававшуюся книгу мемуаров «Пятьдесят лет в строю». Заметим, что и сам Игнатьев знал толк в «стаканчиках». Но! Сугубо в части практического использования…
* * *
Ну да в любом случае песня «Стаканчики гранёные» появилась на двадцать лет раньше «мухинского» изобретения.
Её композитор – Борис Алексеевич Прозоровский, родился в семье потомка обедневшего княжеского рода. Одаренный мальчик с детства тянулся к музыкальному творчеству, но родители настояли на выборе более серьезной профессии. Так Прозоровский стал военным врачом. Но музыку не бросил и ещё до революции сумел издать некоторое количество нот с романсами собственного сочинения.

После 1917 года Борис Алексеевич полностью переключается на композиторскую деятельность. Сначала в Тифлисе, а затем и в Москве к нему приходит успех – Прозоровский становится одним из наиболее востребованных сочинителей эстрадных шлягеров.

Причем основной акцент композитор делает на авторскую переработку старинных романсов и цыганских песен. Включая «Стаканчики», в основе мелодии которой он использует старинный цыганский напев Оли Макаровой.
Вот только музыкальная слава Прозоровского оказалась недолговечной: в стране развернулась активная кампания по борьбе с цыганщиной и романсами. Весной 1929 года в Ленинграде прошла Всероссийская музыкальная конференция, в ходе которой было окончательно решено запретить исполнение подобной музыки, так как «наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией» цыганская музыка заражала рабочий класс «нездоровыми эмоциями».

В 1930 году на Прозоровского поступает донос, его арестовывают и отправляют на строительство Беломорканала. Досрочно освободившись в 1933-м, Борис Алексеевич возвращается в Москву и пытается снова заняться композиторской деятельностью.

Как оказалось – ненадолго. После убийства Кирова по стране прокатилась очередная волна массовых репрессий, и Прозоровского, как неблагонадежного элемента дворянского происхождения, ссылают в один из лагерей под Хабаровском.

Иосиф Сталин и Николай Ежов на Беломорско-Балтийском канале (7 декабря 1937 года)
В 1937 году выходит приснопамятный приказ наркома внутренних дел Ежова об «изъятии и репрессировании» антисоветских и социально опасных элементов, содержавшихся в тюрьмах, лагерях и поселениях.

Таковое изъятие оборачивается для композитора расстрелом. Лишь по прошествии нескольких десятилетий Борис Алексеевич будет посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления...
Автор текста «Стаканчиков» - поэт Григорий Борисович Гридов (Давидович), начинал творческую карьеру как исполнитель сатирических куплетов на злобу дня.

В советские годы он прославился в качестве поэта-песенника. В том числе, сочинив текст для одного из хитов юной Клавдии Шульженко «Андрюша» и выступив в качестве одного из авторов либретто популярнейшей советской оперетты «Свадьба в Малиновке».
В августе 1941 года обладатель «белого билета» Гридов сумел добиться отправки на фронт в качестве военного корреспондента армейской газеты «К победе!».

В последних числах октября он сгинул под Вязьмой, попав в окружение вместе с другими сотрудниками редакции. Длительное время поэт считался пропавшим без вести.

Лишь в 1980 году могила Гридова была найдена ростовскими поисковиками, и его останки перезахоронили в братской могиле…

поэт Григорий Борисович Гридов (Давидович)
Благодаря своим граням стеклянный стакан обладает повышенной прочностью – он может уцелеть даже при падении на бетонный пол с высоты. Неудивительно, что в тяжелые, смутные, в переломные времена срок жизни «стаканчика гранёного» порою оказывался долговечнее, нежели жизнь человеческая.
Пётр Лещенко: "Стаканчики"; вторая половина 1920-х годов.
Музыка - Б. Прозоровский, слова - Г. Гридов.
автор текста:
Игорь Шушарин

Также читайте статьи проекта:
Made on
Tilda